Паломничество на Украину
|
Михайловский Златоверхий собор |
Девять памятных дней даровал Господь нескольким сестрам обители и сопровождающему их священнику провести на святой Киевской земле. Программа их была очень насыщенной, каждый день приносил прикосновение к новой святыне. Одна только экскурсия по храмам Киева заняла целый день, притом, что путешественникам были показаны только самые знаменитые из них: Михайловский Златоверхий, Андреевский и Владимирский соборы, храм св. Софии, Премудрости Божией, называемый восьмым чудом света. Посетили они и место легендарной Десятинной церкви, возведенной в Х веке св. Владимиром, крестителем Руси, побывали в нескольких монастырях города.
|
Покровский монастырь |
В нижней части Киева, на Подоле, расположен Флоровский монастырь, который отличается тем, что он по традиции остается своекоштным, не общежительным. Покровский монастырь запомнился историей своего возникновения – он был основан в конце XIX века вел. кн. Александрой Петровной, которая приняла в этой обители постриг с именем Анастасия. Простой люд называл ее Матушкой Великой и она поистине была велика не столько именем и знатностью рода, сколько неподдельным смирением и самоотверженной любовью ко всем страждущим, которые тысячами притекали в ее обитель и находили здесь и кров, и врачебную помощь, и, конечно же, духовное утешение. Во Введенском монастыре наши паломники приложились к чудотворной иконе «Призри на смирение», чудесным образом отпечатлевшейся на стекле.
|
Вид от пещер на Китаевскую пустынь |
Киев – удивительно живописный и многоликий город. Пышность и грациозность центральных соборов сочетается в нем с тихим уединением обителей, которые носят название «пустыней». Попадая в пустынь, не можешь поверить, что ты находишься в черте города: рядом с храмом и несколькими невысокими корпусами – тенистые пруды, увитые виноградом террасы, со всех сторон подступает лес… Рядом с пустынью Феофания, которую называют Киевским Иерусалимом, находятся несколько источников, считающихся целебными. А Китаевская пустынь и скит Церковщина привлекают еще и тем, что они основаны вблизи древних ископанных в горах пещер. Китаево знаменито двумя подвижниками благочестия – в XIX веке здесь подвизался святой блаженный Феофил Киевский (который стал как-то особенно близок и дорог нашим паломникам), а веком раньше в Китаевских пещерах проводила затворническое житие преподобная Досифея, скрывавшаяся под мужским именем.
|
Почаев |
Побывали паломники и в древнем Чернигове, сохранившем до наших дней Антониевы пещеры и несколько храмов, построенных в XI-XIII веках. В этом городе историческая часть благоразумно оставлена почти нетронутой, отчего создается впечатление, будто попадаешь совсем в иную эпоху, где даже время течет иначе. В Почаевской Лавре паломники молились за Всенощным бдением и Литургией, приложились к величайшим всеправославным святыням: чудотворной Почаевской иконе, следу стопы, оставленному Пресвятой Девой, мощам преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
|
В Лавре |
Но, конечно же, самое глубокое впечатление на паломников произвели пещеры Киево-Печерской Лавры. Три раза за несколько дней своего паломничества они посещали Лавру, никак не могли надышаться ее воздухом и по приезде говорили, что теперь им понятно, почему в каноне свт. Иоанну Тобольскому, в честь которого назван наш храм в скиту, пишется: «Киево-Печерская Лавра всецело плени тя»… Трудно найти слова, чтобы передать их впечатления, поэтому прибегнем к путевым заметкам, которые велись нашими паломниками в Киеве: «Приехали в Лавру рано, только светало. Лавра – это целый город: мы шли, а по бокам вырастали то огромные толстые стены, то палисадники, то храмы; то спускаемся, то вновь в горку, идем мощеными улицами, аллеями. Прошли в Дальние Пещеры на раннюю Литургию.
Пещеры – будто сердце, так там все живо, так хорошо, не хочется уходить! Стоишь в маленьком пещерном храме, низкие своды, человек двадцать молящихся. Ощущение удивления – ты в толще земли, пронизанной ходами, ископанными руками преподобных отцов, и сами они – рядом. Здесь покоятся столько преподобных, которые в Духе во сто крат живее, чем ты сам, стоящий рядом с их мощами…»
|
Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|
Есть в Киеве и еще одно место, глубоко полюбившееся нашим паломникам: под свой гостеприимный кров их принял Свято-Троицкий Ионинский монастырь, самый юный из всех Киевских монастырей и, несомненно, один из самых благоустроенных. «Ясное ощущение, – читаем в путевых заметках, – что это место нам очень родное. Все здесь радует: местоположение, благолепие храма, чинные службы, слаженный хор, отчетливое чтение. И среди братии монастыря – мир, единодушие и неподдельная любовь». Собственно, сама поездка получилась именно такой благодаря заботам настоятеля этой обители, архимандрита Ионы, который совершенно оградил наших паломников от всех попечений.
|
В гробнице прп. Ионы |
Неожиданно для себя, но, конечно же, не без особого промысла Божиего гости с Урала прибыли на Украину именно в день памяти преподобного Ионы Киевского, основателя и небесного покровителя принимавшей их обители. Старец Иона, ученик преподобного Серафима Саровского, делатель умной молитвы и смиренный прозорливец, удостаивавшийся явлений Господа и Божией Матери, подлинно является живым предстателем за всех, подвизающихся в его обители и посещающих ее; присутствие его здесь незримо, но явственно.
|
Зверинецкие пещеры
|
Лишь немногие паломники, посещающие Ионинский монастырь знают, что неподалеку от обители находится еще одна величайшая Киевская святыня – древние Зверинецкие пещеры, чей возраст не уступает пещерам Киево-Печерской Лавры. Тут пребывают останки и мироточивые главы преподобных отцов, подвизавшихся здесь, в пещерной Михаило-Архангельской обители в X-XIII веках. Сохранились имена только нескольких Зверинецких подвижников, высеченные над жертвенником в крошечной пещерной церкви. Хранителем святыни является Ионинский монастырь.
Что же касается слова «раскол», которое то и дело слышали наши паломники – то в разговоре прихожан, то в рассказе экскурсовода – конечно, оно не могло их не ранить. Но очень скоро они заметили, что в верных чадах Церкви нет ни страха перед расколом, ни уныния, они живут полнокровной и насыщенной церковной жизнью, чем лучше всяких слов проповедуют истинность Православия. А о тех, кто по гордости откололся от Церкви, что сказать? Ибо если Сам Господь гордым противится, то кто поможет им?
Некоторые фотографии взяты с сайта Ионинского монастыря
Смотрите также фотоальбом события.
21.10.2005
|